Ребенок подавился: алгоритм Совета по реанимации Великобритании

Опубликовано: , последнее обновление: 26.03.2024

Мы сидели на кухне, трое взрослых и годовалый малыш в своем стульчике. Мы обедали, малыш грыз кусок яблока. Обычный день, обычная кухня. Вдруг ребенок издал какой-то странный звук. Он открывал рот, будто собирается заплакать, но звука не было. Быстрее всех опомнилась мама. Она схватила ребенка, перевернула его и несколько раз ударила по спинке. Малыш издал полувздох-полувсхлип и заплакал. Потом, как водится, приводили в чувство бабушку, которая всё время повторяла: «Но я же рядом сидела! Как он мог подавиться? Тут же взрослые! Мы же смотрим!»

Что делать, если ребенок подавился?

Большинство случаев удушья у детей и младенцев происходит во время игры или приема пищи, и чаще всего рядом находится взрослый. Таким образом, взрослые часто становятся свидетелями, и начинают действовать, когда ребенок еще находится в сознании.

Если обструкция дыхательных путей инородным телом произошла без свидетелей, заподозрить ее можно при внезапном появлении респираторных симптомов - кашель, рвотные позывы, затрудненное шумное дыхание. Если ребенок ел или играл с мелкими предметами непосредственно перед появлением симптомов, это должно дополнительно насторожить.

Когда инородное тело попадает в дыхательные пути, ребенок обычно реагирует кашлем в попытке его вытолкнуть. Кашель ребенка при этом будет более эффективным и безопасным, чем любые вмешательства окружающих.

Однако, если кашель отсутствует или неэффективен, а предмет полностью перекрывает дыхательные пути, ребенок перестает дышать. И только в этом случае требуются немедленные активные действия окружающих. Пока ребенок эффективно самостоятельно кашляет (реагирует на окружающих, кашляет громко, делает вдох перед кашлем, продолжает плакать или говорить), вмешательство не требуется! Просто поощряйте кашель и продолжайте следить за ребенка. В разговоре сохраняйте спокойствие.

Если кашель становится неэффективным, а состояние ребенка ухудшается (снижение сознания, кашель становится тихим, он перестает дышать или говорить, синеют губы и носогубный треугольник), попросите помощи у тех, кто находится рядом. Ваш помощник должен вызвать скорую помощь, лучше в режиме громкой связи на телефоне.

Если рядом никого нет, необходимо в первую очередь приступить к спасательным мероприятиям, если у вас нет возможности одновременно вызывать скорую помощь по мобильному телефону.

Удары по спине, толчки в область груди и живота резко увеличивают внутригрудное давление и могут вытолкнуть инородное тело из дыхательных путей.

В половине зарегистрированных случаев спасения от удушья, для устранения обструкции потребовалось более одного приема. Нет данных, четко указывающих на то, какой метод следует использовать первым, или в какой последовательности их применять. Если один из методов не дает результата, следует поочередно использовать другие до тех пор, пока инородное тело не будет устранено.

Ребенок подавился: общие признаки

  • Вы видели, что случилось
  • Кашель или удушье
  • Внезапное начало
  • Ребенок играл с мелкими предметами или пытался их есть

Признаки неэффективного кашля

  • Не может говорить
  • Тихий или беззвучный кашель
  • Не может дышать
  • Цианоз (посинение носогубного треугольника)
  • Снижение уровня сознания

Признаки эффективного кашля

  • Может плакать или отвечать на вопросы
  • Громкий кашель
  • Может сделать вдох перед кашлем
  • Находится в полном сознании

Если ребенок находится в сознании, но кашель неэффективен, начинайте с ударов по спине.

Удары по спине: младенцы до года

  • Держите ребенка в положении лежа на животе головой вниз, чтобы гравитация помогла извлечь инородное тело. Сядьте или встаньте на колено, чтобы иметь возможность надежно удерживать ребенка.
  • Поддерживайте голову ребенка, положив свой большой палец на угол нижней челюсти, а один или два пальца той же руки - с другой стороны челюсти.
  • Не сдавливайте мягкие ткани под челюстью ребенка, так как это может усугубить обструкцию дыхательных путей.
  • Нанесите до 5 резких ударов основанием ладони посередине спины между лопатками.
  • Цель ваших действий состоит в том, чтобы попытаться вытолкнуть предмет с каждым отдельным ударом, а не выполнить все 5 подряд. Поэтому в случае успеха не нужно продолжать!

Удары по спине: дести старше года

  • Удары по спине более эффективны, если ребенок расположен головой вниз.
  • Ребенка можно положить на колени спасателя лицом вниз, как и младенца. Если это невозможно, поддерживайте ребенка, наклонив вперед, и наносите удары сзади.
  • Если удары по спине не снимают обструкцию дыхательных путей, а ребенок все еще находится в сознании, делайте толчки в область грудной клетки для младенцев или толчки в область живота для детей старше 1 года. Не используйте толчки в область живота (прием Геймлиха) для младенцев до года!

Толчки в область грудной клетки для младенцев до года

  • Переведите ребенка в положение лежа на спине головой вниз. Для этого положите свою свободную руку вдоль спины ребенка и обхватите его затылок.
  • Определите ориентир для надавливаний: нижняя часть грудины, примерно на ширину пальца выше мечевидного отростка.
  • Выполните до пяти надавливаний на грудную клетку. Они похожи на компрессию грудной клетки при СЛР, но более резкие по характеру и выполняются в более медленном темпе.
  • Цель ваших действий состоит в том, чтобы попытаться вытолкнуть предмет с каждым отдельным движением, а не выполнить все 5 подряд. Поэтому в случае успеха не нужно продолжать!

Толчки в область живота для детей старше 1 года

  • Встаньте позади ребенка в полный рост или на колени, в зависимости от роста ребенка. Подведите свои руки под руки ребенка и обхватите его туловище.
  • Сожмите кулак и поместите его между пупком и мечевидным отростком. Возьмитесь за кулак другой рукой и резко потяните его внутрь и вверх. Повторяйте движение всего до 5 раз.
  • Следите за тем, чтобы вы не давили на мечевидный отросток или нижнюю часть грудной клетки, так как это может привести к травме брюшной полости.
  • Цель ваших действий состоит в том, чтобы попытаться вытолкнуть предмет с каждым отдельным движением, а не выполнить все 5 подряд. Поэтому в случае успеха не нужно продолжать!

После надавливания на грудную клетку или толчков в область живота, снова оцените состояние ребенка

  • Если предмет не удален, и пострадавший все еще находится в сознании, продолжайте последовательность ударов по спине и толчков в грудь (для младенцев) или в область живота (для детей старше года).
  • Вызывайте помощь самостоятельно или через кого-то, если вам еще не помогают.

Если предмет успешно извлечён

  • Оцените состояние ребенка.
  • Не исключено, что часть предмета может еще оставаться в дыхательных путях, это может вызвать осложнения.
  • Если есть какие-либо сомнения о состоянии пострадавшего, или если проводились толчки в область живота, необходимо срочное обследование в медучреждении.

Если ребенок не дышит и без сознания, переходите к проведению базовой реанимации

1. Вызывайте помощь, если она все еще недоступна

2. Открытие дыхательных путей:

  • Когда дыхательные пути открыты для проведения искусственного дыхания, посмотрите, не видно ли инородного тела во рту.
  • Если предмет виден, попытайтесь удалить его одним движением пальца.
  • Не пытайтесь делать это вслепую или повторными движениями пальцев - это может привести к проталкиванию предмета глубже в гортань и серьезным травмам.

3. Искусственное дыхание:

  • Откройте дыхательные пути и попытайтесь сделать пять искусственных вдохов.
  • Оцените эффективность каждого вдоха: если при вдохе грудная клетка не поднимается, измените положение головы перед следующей попыткой.
  • Независимо от успешности вдохов немедленно переходите к компрессиям грудной клетки и выполните цикл сердечно-легочной реанимации.

4. Компрессии грудной клетки и сердечно-легочная реанимация:

  • Продолжайте базовую реанимацию по алгоритму для детей, используя соотношение 15 компрессий и 2 вдоха (или другое известное вам соотношение), до прибытия помощи или улучшения состояния ребенка.
  • Если ребенок пришел в сознание и эффективно дышит, уложите его в безопасное боковое положение. Следите за дыханием и уровнем сознания пострадавшего, ожидая прибытия скорой помощи.

Вместо заключения

К сожалению, внимательное чтение инструкций не сделает вас специалистом по оказанию первой помощи. В критической ситуации вы сможете воспользоваться только теми навыками, которые были отработаны заранее. Найдите курсы первой помощи в своем регионе и сходите на занятия. Эти навыки реально спасают жизни! Подобрать подходящий курс оказания первой помощи и посмотреть расписание занятий в Санкт-Петербурге можно по следующим ссылкам:


Перевод и адаптация: Екатерина Сушкина.

Последнее обновление: 26.03.2024

Рубрики этой статьи:

Острые состоянияРуководства

Похожие статьи:

Комментарии

Осталось символов: 3000