Процедурные медсестры глазами практиканта: типология

Опубликовано: , последнее обновление:

Сразу оговорюсь. Я уважаю труд процедурных медсестер и никоим образом не хочу их оскорбить или обидеть. Многие из тех, с которыми я сталкивалась на практиках, действительно многому меня научили.

Продолжаем серию рассказов “Записки не юного фельдшера” Марии Толмачевой.

Сразу оговорюсь. Я уважаю труд процедурных медсестер и никоим образом не хочу их оскорбить или обидеть. Многие из тех, с которыми я сталкивалась на практиках, действительно многому меня научили.

Вступление
Процедурный кабинет — святая святых для многих практикантов. Именно там совершается таинство забора венозной крови, там устанавливаются внутривенные периферические катетеры (в просторечии – «катера»). Фельдшера во время обучения узнают, что умение быстро обеспечивать венозный доступ — это важно. Важно настолько, что от твоих навыков порой может зависеть чья-то жизнь. А вены бывают разные, так что руку надо набивать. Да и простую внутримышечную инъекцию надо учиться делать, причем быстро и по возможности безболезненно.

А где этому всему учиться? Начинаем мы с «фантомов». Для непосвященных: это такие куклы, представляющие человека целиком или его часть. Есть фантомы в виде рук, ног и даже поп, последние выглядят довольно колоритно и могут стать прекрасным украшением какого-нибудь лофта. Есть специальные венозные фантомы, но в их условную «вену» попадет даже полузрячий человек с одной рукой, причем полностью лишенный тактильной чувствительности. Фантомы подойдут для того, чтобы почувствовать сам принцип инъекции или установки катетера, но таких вен, как у них, в природе практически не бывает. Разве что у молодых мужчин, занимающихся спортом, а таких заносит в больницы нечасто.

Второй этап — это несчастные сокурсники. О, эти «венные вечеринки», после которых мы ходим с синяками, шишками и многочисленными колотыми ранами… С последующим страхом, что из-за этих гематом и присущих каждому студенту-медику бледности и синяков под глазами тебя примут на наркомана. Мне кажется, что если человек доверился твоим трясущимся рукам, подносящим к беззащитной вене зеленый катетер, он официально должен считаться твоим лучшим другом. Ваша дружба скреплена кровью в прямом смысле слова.
Ну а потом начинаются эксперименты на людях. Тьфу, то есть работа непосредственно с пациентами. На практике тебя спросят, умеешь ли ты колоть в вену. Ты скажешь, что да, уточнив про себя, что ты умеешь колоть в вену только Васе, с которым сидишь на занятиях за одной партой и иногда пьешь пиво. А дальше все зависит от процедурной медсестры…

Типология процедурных медсестер
Итак, приступим к нашей типологии. Еще раз повторюсь, она основана только на восприятии практикантом, которому очень хочется набить руку и выйти с практики не с надорванной каталками спиной, а ценными навыками.

Тип 1. Контрол-фрик
Скорее всего, она даже не пустит тебя в процедурный кабинет. А если пустит, то будет стоять за плечом и внимательно наблюдать за тем, как ты разводить антибиотик на физрастворе. Делать что-либо она с большой вероятностью не даст, даже простенькие внутримышечные. Максимум, что доверят — это мыть процедурный и протирать стойки для капельниц. Тебе даже не дадут снимать капельницы, хотя чего проще.

И таких медсестер можно понять. Огромная ответственность приводит к тому, что она постоянно на нервах. А студенты действительно могут накосячить, причем сильно (не хочу пугать никого рассказами, но могут, есть среди нас и достаточно безмозглые особи, к сожалению, как и везде).

Что делать? Можно предложить проделать что-то при ней, например, с участием того же Васи, который наверняка с тобой на одном отделении проходит практику. Правда, работает это не всегда. Если процедурная не доверяет никому, она вряд ли изменит свою точку зрения, даже если до этого на прошлой практике ты неплохо научился взаимодействовать с венами и наружными верхними квадрантами пациентов. Просто она такая. Смирись и мой процедурный кабинет, в следующий раз тебе повезет.

Тип 2. Пофигистка
Узнав, что пришел студент, который пару раз попал кому-нибудь в вену, она обрадуется и уйдет пить чай, оставив тебя наедине с отделением или приемником. Скорее всего, попросит что-то сделать при ней, убедится, что ты молодец, и на этом все, доверие завоевано. Приходить она будет только по твоему зову, если попались совсем фиговые вены. Для пациентов вариант так себе, для студента — отличный. Через несколько часов (или дней) ты будешь уметь делать все, научишься брать кровь из нитевидных вен или у бабушек, у которых венки «бегают». И, возможно, поседеешь.

Что делать? Для начала носить медицинскую маску, которая скроет от пациентов твое волнение, на первых порах это важно (особенно если ты РЕАЛЬНО до этого колол только фантома). И быть уверенным в себе. И не верить тем, кто, садясь на стул в процедурном, кошмарит тебя и говорит, что в его вены попасть не может никто. Не знаю, по каким причинам, но так будет говорить каждый второй. Ты можешь, ты должен, ты сделаешь. И, как ни странно, действительно начинаешь делать, причем хорошо. А от синяков или второй попытки зайти в вену еще никто не умирал. Разве что ворчал.

Медсестры-пофигистки полезны, но встречаются крайне редко. Опять же, ответственность, а ты можешь и накосячить. А ей отвечать.

Тип 3. «В твоем возрасте я командовала конными полками»
Некоторые медсестры сперва интересуются твоим опытом (обычно весьма скромным, особенно на первом курсе), а потом начинают рассказывать, как они вот через месяц после поступления в колледж уже умели делать буквально все. И никогда не промахивались мимо вены. И ставили катетеры уверенной рукой. И делали внутримышечные так, что никто не чувствовал. Ты сравниваешь себя с таким чудом и впадаешь в уныние. Ты промахивался, руки дрожали, пациенты укол чувствуют. Ты — ничтожество. Тебе надо забирать документы и идти в дворники.

Что делать? Как в анекдоте: «и ты рассказывай». Никто не родился с врожденным умением выполнять медицинские манипуляции. Все приходит со временем, любой навык приобретается путем длительной тренировки. Просто продолжай делать и учиться в своем темпе. К тому же, «венозные гении» нередко действительно щедро делятся умениями, хотя и постоянно сравнивают тебя с собой (не в твою, естественно, пользу).

Тип 4. Понимающая
Встретить такую медсестру — большая удача. Она осознает, что ты умеешь не все. Она дает тебе на первых порах делать что-то простое, объясняя, что и как. Она доверяет тебе сначала пациентов с хорошими венами, потом подпускает к более сложным. С ней ты действительно можешь спокойно научиться всему, чему хочешь.

Что делать? Тут и говорить нечего. Такие медсестры — счастье для практиканта. И их достаточно много. Пользуйся моментом и открывшимися возможностями.

Еще раз повторюсь. Я уважаю медсестер и считаю, что они выполняют совершенно нереальную по объему и сложности работу. И хочу сказать спасибо тем, кто тратил время на то, чтобы чему-то меня научить, объяснить, поделиться лайфхаками, давал возможность попробовать и хвалил за успехи. И от лица всех студентов-медиков хочу поблагодарить пациентов, которые зная, что перед ними — всего лишь студент, не требовали, чтобы им прислали кого-то поопытнее. Вы — лучшие.

Последнее обновление:

Рубрики этой статьи:

Размышления

Похожие статьи:

Комментарии

Осталось символов: 3000