Оказание первой помощи людям с ограниченными возможностями здоровья

Опубликовано: , последнее обновление: 25.10.2023

В силу особенностей человеческой психики, сталкиваясь с кем-то, кто отличается от нас по каким-то признакам, мы теряемся. В ситуации оказания первой помощи у спасателя нет возможности подумать, как правильно выстроить диалог с пострадавшим. Отсутствие готовых моделей поведения приводит к растерянности и потере времени на поиск вариантов взаимодействия.
Содержание:
  1. Правила общения с людьми с ограниченными возможностями.
  2. Люди с инвалидностью.
  3. Люди с нарушением зрения (невидящие, слабовидящие).
  4. Люди с нарушением опорно-двигательного аппарата: человек, использующий инвалидную коляску; человек, передвигающийся на инвалидной коляске.
  5. Люди с нарушением слуха (неслышащие, слабослышащие).
  6. Люди с ментальными нарушениями.

Правила общения с людьми с ограниченными возможностями

Давайте определимся с терминологией. Такие слова, как инвалид, глухонемой, слепой и ряд других в современном мире постепенно заменяются более корректными терминами.

Пожалуйста, не говорите «инвалид» используйте формулировку «человек с инвалидностью». Легко запомнить: мы говорим в первую очередь о человеке, затем об ограничении жизнедеятельности, а не об ограничении возможностей. Ограничение жизнедеятельности - это полная или частичная утрата возможности к передвижению, самообслуживанию, ориентированию, общению, контролю поведения, обучению, занятию трудовой деятельностью. Это определение закреплено в ФЗ 181. Также допустимо использовать термин «люди с ОВЗ», понимая при этом, что не все люди с ограниченными возможностями здоровья имеют инвалидность.

Также некорректным является термин «глухонемой», правильным и корректным будет сказать «неслышаший» или «слабослышаший человек». Многие неслышащие люди могут слышать с помощью специальных аппаратов и говорить.

Термин «слепой» тоже следует заменить словами «незрячий», «слабовидящий».

В силу особенностей человеческой психики, сталкиваясь с кем-то, кто отличается от нас по каким-то признакам, мы теряемся. В ситуации оказания первой помощи у спасателя нет возможности подумать, как правильно выстроить диалог с пострадавшим. Отсутствие готовых моделей поведения приводит к растерянности, затратам времени на поиск решений для выстраивания коммуникации.

Люди с инвалидностью

Можно выделить несколько основных групп людей с инвалидностью:

  • Люди с нарушением зрения (незрячие, слабовидящие)
  • Люди с нарушением слуха (неслышащие, слабослышащие)
  • Люди с нарушением опорно-двигательного аппарата. (Человек использующий инвалидную коляску, человек передвигающийся на инвалидной коляске)
  • Люди с ментальными нарушениями. Не все виды ментальных нарушений связаны с нарушениями интеллекта! К этой группе относятся также люди с нарушениями коммуникации, особенностями восприятия и поведения при сохранном интеллекте.

Есть общие правила общения с людьми с инвалидностью. Они пригодятся вам и в повседневной жизни:

  • В разговоре с человеком с инвалидностью, обращайтесь непосредственно к нему, а не к его сопровождающему или сурдопереводчику.
  • Не говорите о человеке с инвалидностью в третьем лице, обращаясь к его сопровождающему.
  • Предлагая помощь, следует задать вопросы: «Могу ли я вам помочь?» и «Как я могу вам помочь?» Если не поняли, не стесняйтесь переспросить.
  • Нельзя трогать средства реабилитации (трость, коляску, собаку-проводника). Относитесь к ним как к части тела вашего собеседника.

Люди с нарушением зрения (невидящие, слабовидящие)

Как обратиться к незрячему человеку, если вы хотите его о чем-то спросить?

Не нужно его хватать и тащить, даже если вам кажется, что человеку нужна помощь. Для привлечения внимания можно положить руку на плечо, или дотронуться до предплечья. Обозначьте, что вы именно к нему обращаетесь. Не предлагайте помощь тому, кто идет уверенно.

Нельзя касаться трости!

Спросите, как именно помочь, что будет удобно человеку. Например кому-то будет удобнее, если вы возьмете его за руку, кто-то предпочтет взять под руку вас, кто-то положит руку на плечо, а кому-то будет достаточно если вы опишете окружающую обстановку и устно поможете сориентироваться в ситуации. При сопровождении незрячего можно быстро проговаривать препятствия, например «бордюр вниз», «Три ступеньки вверх», «последняя ступенька».

Собака-проводник (не поводырь! Т.к. проводник - это статус собаки).

Нельзя заигрывать с собакой проводником, пытаться ее покормить без разрешения. Она на работе! Обеспечьте ее безопасность в непосредственной близости от хозяина.

Общаясь в групе, называйте тех людей, кто говорит. Не забудьте назвать себя и того человека, к которому вы обращаетесь. Проговаривайте вслух, кто подошел, кто отошел. Обязательно предупреждайте вслух, когда отходите даже ненадолго.

Не страшно если вы употребляете слова «смотри» или «видишь», если человеку это не понравится, он вас поправит, но в большинстве случаев такие обиходные выражения не требуют извинений и фиксации на них внимания.

Чтобы передать незрячему какой-то предмет, можно предупредив его, вложить предмет в руку. К большому предмету нужно помочь подойти и направить руку. Если нужно указать куда присесть, возьмите за руку и помогите дотянуться рукой до стула, обозначив голосом положение сидения, либо придвиньте стул, так что бы его край касался ноги.

При оказании первой помощи одна из первоочередных задач спасателя - помочь незрячему пострадавшему сориентироваться в происходящем. Четко и подробно, спокойным голосом, опишите ситуацию, расскажите о людях которые находятся рядом с вами и о том что они делают. Если вы начали коммуникацию, постарайтесь оставаться в этой роли до конца.

Проследите за тем, что бы трость попала в машину скорой помощи вместе с пострадавшим. В больнице ему будет намного сложнее ориентироваться, если она потеряется.

Особенно внимательно следите за собакой-проводником! Собака-проводник имеет право находиться даже в тех местах, куда не пускают обычных собак. При возможности уточните у пострадавшего, кто может позаботиться о собаке в его отсутствие и примите меры по передаче собаки ответственному лицу. Возможно собаке тоже нужна помощь!

Люди с нарушением опорно-двигательного аппарата: человек, использующий инвалидную коляску; человек, передвигающийся на инвалидной коляске

Не подходите сзади! Не надо начинать разговор из-за спины! Коляска — это часть тела! Нельзя опираться, виснуть на коляске и садиться в нее, если она в данный момент пуста.

Нужно спросить разрешения, прежде чем взяться за коляску. Пока вам не объяснили, как именно вы можете помочь, не торопитесь проявлять инициативу.

Нормально употреблять в разговоре слова «пойдем», «проходи».

В ситуации общения с прохожим не обязательно присаживаться. Но если вы находитесь в диалоге, это будет уместно.

Коляска, костыли, ходунки, трость, протез - должны попасть в скорую вместе с пострадавшим! Индивидуальные средства реабилитации стоят дорого, часто изготавливаются на заказ и утрата их станет большой проблемой на многие дни, а может даже месяцы.

При осмотре будьте внимательны. Если конечность согнута, не надо прилагать усилия и разгибать ее. Из-за спастики или нарушений скелета может быть недоступно положение лежа на спине. Оказываем помощь в том положении, которое диктует тело пострадавшего. Будьте внимательны, возможно аномальное расположение органов. Стоит особое внимание уделить утеплению пострадавшего, т.к. часто в конечностях, например, из-за спастики, нарушен кровоток, и они замерзают быстрее.

При осмотре на травмы следует очень внимательно обследовать пострадавшего. При снижении чувствительности в определенной зоне человек может не ощущать боли и не знать о том, что, например, его нога пострадала от воздействия кипятка. При этом заживать такие повреждения будут намного хуже из-за нарушения трофики тканей. Также вы не можете опереться на реакцию пострадавшего, он может считать, что у него все в порядке и не замечать симптомов кровотечения или перелома. При осмотре не следует полагаться только на тактильные ощущения. Обязателен визуальный осмотр!

Люди с нарушением слуха (неслышащие, слабослышащие)

Для привлечения внимания слабослышащего человека, можно слегка помахать рукой, легко коснуться руки, или плеча. Не подходите сзади. Не надо толкать или стучать по спине. У слабослышащих зачастую лучше развито переферическое зрение, постарайтесь «войти в кадр», не «нападайте со спины» вы можете напугать человека.

Самое простое — написать необходимую информацию в заметках на телефоне или на бумаге. Возможен такое вариант: вы пишите, вам отвечают голосом или жестом (движением головы). Хорошо экономит время функция голосового набора сообщения, но возможны ошибки при таком наборе, проверяйте т.к. распознаются далеко не все слова, несколько неправильных слов могут исказить смысл.

Стойте перед неслышащим человеком строго напротив. Так вы дадите ему возможность читать по губам. Говорите медленнее. Не надо повышать голос или утрированно артикулировать. Постарайтесь, чтобы ваше лицо было достаточно освещено. В темное время суток возможно пользоваться фонариком, но не располагайте его снизу. По губам умеют читать не все!

Делайте паузы! Дайте время для ответа! Если человек не говорит, это не значит, что он не понимает!

Не оставляйте пострадавшего. Донесите до него информацию, которую он не может получить из привычных вам источников (разговоры людей, сирена приближающейся скорой). Постарайтесь узнать и записать данные человека, которому вы оказываете помощь, используя смартфон. Вы сэкономите время бригаде скорой помощи.

Можно использовать так называемые естественные жесты. Кивок головой, показать на пальцах количество, большой палец вверх или вниз, телефон. Эти жесты общеприняты и работают.

Если у пострадавшего слуховой аппарат или кохлеарный имплант, они часто слетают от сильного рывка. Их надо обязательно найти и помочь надеть. Обеспечьте их сохранность! Стоимость процессора кохлеарного импланта больше миллиона рублей. Он боится воды и грубого обращения.

Если вы просто где-то нашли процессор кохлеарного импланта или слуховой аппарат, посмотрите внимательно, часто на нем есть наклейка с телефоном. Если наклейки нет, можно попытаться найти владельца по уникальному номеру процессора. Можно написать в тематические группы в социальных сетях. Потеря таких приборов - настоящая катастрофа для владельца.

Процессор или слуховой аппарат нельзя передать для дальнейшего использования другому лицу! Они подбираются по многим характеристикам и настраиваются под конкретного человека. Приложите, пожалуйста, максимум усилий, чтобы вернуть аппарат владельцу.

Люди с ментальными нарушениями

Не все виды ментальных нарушений связаны с нарушениями интеллекта! Возможны нарушения коммуникации, особенности восприятия и поведения при сохранном интеллекте. Однако не исключены ситуации, когда помощь надо оказать человеку со снижением интеллекта. В такой ситуации может оказаться и ребенок, и пожилой человек с деменцией.

Не используйте такие слова как умственно отсталый, аутист, Даун. Люди с синдромом Дауна, или с РАС (расстройствами аутического спектра) могут иметь очень разные возможности коммуникации. Ориентируйтесь на конкретного пострадавшего.

Если пострадавший дезориентирован и не может самостоятельно общаться со спасателем, в первую очередь ищем информацию об опекуне! Это может быть карточка-записка в кармане, бирка на одежде, или браслет-нетеряйка.

Если опекун присутствует при оказании первой помощи, спасатель обязан получить у него разрешение на работу с его подопечным. Если опекуну так же требуется помощь, постарайтесь не разделять его с подопечным, но следует сделать все возможное, чтобы не пугать человека с ментальными нарушениями. Даже если помощь оказывается только опекуну, может потребоваться отдельный человек, который будет обеспечивать безопасность опекаемого лица и постоянно находиться рядом с ним.

Чего следует избегать: громких звуков, яркого мигающего света, резких движений — все это приводит к излишней стимуляции органов восприятия и вызывает перегрузку нервной системы. Наблюдайте за пострадавшим, возможно он рефлекторно прикрывает глаза или уши. Постарайтесь отвести его туда, где воздействие раздражающих факторов будет менеее интенсивным. Обратите внимание как пострадавший реагирует на прикосновения. Не пытайтесь наладить тактильный контакт, если человек демонстрирует реакцию избегания.

Часто люди с ментальными нарушениями могут избегать прямого контакта взглядом или не откликаться на обращенную речь. Говорите спокойно. Старайтесь использовать простые вопросы, на которые можно ответить да или нет. Делайте паузы, иногда довольно длительные.

Не исключен вариант, когда человек сможет ответить на вопрос, вы сформулируете его иначе. Как тебя зовут? - Как твое имя?

Люди с нарушениями коммуникации могут использовать для общения приложения в телефоне, которые помогают составлять и озвучивать фразы. Возможно будет достаточно фразу написать, а в некоторых случаях составить из картинок-пиктограмм, если у пострадавшего есть такое приложение.

Напуганный пострадавший, который не понимает, что происходит, может быть агрессивен. Спасатель должен помнить о собственной безопасности и обеспечить безопасность пострадавшего. Также возможны проявления аутоагрессии (самоповреждения), как реакция на стресс. Постарайтесь устранить причину, либо отвлечь пострадавшего.

Обратите внимание, у пострадавшего может быть предмет, любимая вещь, отсутствие которой может приводить к панике и двигательному возбуждению. Иногда вернув эту важную вещь, вы уже поможете пострадавшему и сможете успокоить его.

Не пугайтесь, если пострадавший раскачивается, совершает повторяющиеся движения руками (аутостимуляция) может быть реакцией на стресс. Не надо ей препятствовать.

Не кричите! Повышение голоса не улучшает понимание речи. Скорее это будет пугать пострадавшего. Говорите спокойно и четко. Делайте паузы. При необходимости повторяйте вопрос.

Не оставляйте человека с ментальными нарушениями без присмотра! Предупредите бригаду скорой помощи об особенностях пострадавшего.


Екатерина Сушкина

Последнее обновление: 25.10.2023

Рубрики этой статьи:

Руководства

Похожие статьи:

Комментарии

Осталось символов: 3000
Елена Щеглова 2023-10-25 22:10:38

Спасибо. Очень полезная, информативная и интересная статья.